Театр «Восток-Запад» открылся в Москве с премьеры спектакля по пьесе драматурга из Дагестана Шапи Казиева
12.05.2023Спектакль «Бестужев-Марлинский» – это рассказ о жизни разжалованного аристократа, поэта-декабриста Александра Бестужева (псевдоним – Марлинский), чьи работы были любимы читателями в 30-е годы 19-го века.
Режиссер-постановщик «Бестужев-Марлинский» – российский заслуженный деятель искусств, гендиректор и художественный руководитель Театра драмы и комедии «Восток-Запад» Мавлет Скандарбек Тулпаров.
От имени Российского конгресса народов Кавказа выступил зам. председателя Деньга Халидов. К слову, РКНК оказал организационную помощь в подготовке мероприятия.
На церемонии открытия также выступили: полковник, д.т.н., профессор Академии гражданской защиты МЧС РФ Махач Казиев (брат Шапи Казиева), московский театровед- критик Наталья Газиева и конечно же, Мавлет Тулпаров.
В своём выступлении М. Тулпаров отметил, что для него лично и для его коллег по театру, «понятие «дружба народов» — это не советский эвфемизм, а реальность, важная ценность, впитываемая с детских лет».
Ему предлагали разные варианты названия театра — «Евразия», «Российский Кавказ» и др. Но он остановился на варианте «Восток-Запад», и этим самым сразу дал понять, что не собирается ограничиваться географическими границами, что настоящее театральное искусство должно вбирать в себя все самое лучшее, что создано талантливыми драматурга и Востока, и Запада. И не случайно, в качестве премьеры, была выбрана именно пьеса Ш. Казиева «Бестужев». Дело в том, что бывший декабрист, Александр Бестужев (Марлинский) — незаурядный человек и талантливый писатель — сосланный императором Николаем II на Кавказ (в 1829), чтобы «он сгладил свою вину подвигами против восставших горцев», вместо ненависти к последним, наоборот, проникся к ним такими чувствами, что создал свои бессмертные произведения «Амалат-бек» (о трагической судьбе дагестанского дворянина, отпрыска шамхала Тарковского), » Мулла-нур» (о черкесском Робин Гуде, с которым он, вопреки предупреждениям, лично встретился, пустившись в опасное путешествие в горы) и др.. Все его кавказские «истории» произвели фурор среди читающий публики в столицах Империи. Не случайно Бестужев, будучи сосланным в Дагестан (гор. Дербент), выучил местные языки, чтобы лучше познать горцев и не раз, вопреки запретам и предупреждениям начальства, пускался в опасные путешествия в горы «к свои кунакам», возвращаясь оттуда с массой впечатлений и новых сюжетов для своих произведений. Именно его образ и вывел ныне покойный Ш. Казиев в своей пьесе.
«Игра актёров, все, что мы видели на сцене театра, мало кого оставила равнодушным. Было видно, насколько московские актёры (единомышленники М. Тулпарова) вжились в образы своих героев, прониклись духом (атмосферой) той далёкой эпохи, где любовь и чувство долга, стремление к подвигу (и славе) и подлость (оправдываемая высшими государственными соображениями) и т.д., так переплелись на сцене, что создавали причудливую картину ново- «старой» (основательно подзабытой) реальности взаимного узнавания (и понимания) Кавказа и России», — поделился впечатлениями Деньга Халидов.
Он добавил, что на его взгляд «все актёры были хороши, но особенно хочется отметить игру Алексея Гиммельрейха (сыгравшего А. Бестужева), Заслуженного артиста РФ Николая Глебова (полковник, комбат Васильев), Пати Махачевой (жена полковника Васильева) и Николину Калебарде (дочь военного врача, Ольга со своей безответной и трагически завершивщейся любовью к А. Бестужеву). А Владимир Ильин-Королев (сыгравший жандармского ротмистра Золотарева) живо нам напомнил как, нередко, чувство «государственного долга» вполне себе совмещается с порочными страстями и подлосью, оправдываемой высшими соображениями. Хочется отметить и игру Дарьи Пашковой (сыгравший горянку Лейлу, невесту Аммалат-бека), которая настолько вжилась в образ, что трудно было бы в ней узнать столичную актрису».
По словам М. Тулпарова, коллектив театра планирует осенью 2023 гастроли по Северному Кавказу. Не сомневаемся, что они пройдут на «ура». Пожелаем успехов автору проекта и его единомышленникам, у которых, хочется верить, найдётся свой зритель и в Москве, весьма избалованной театральными постановками на все вкусы.
На фото:
Деньга Халидов и актеры театра.
В центре: Алексей Гиммельрейх (роль Александра Бестужева — Марлинского); слева от него Николина Калебарда (роль Ольги, дочери военного врача), второй слева Виктор Коростень (роль солдата Захара), крайний справа Микаэль Амирханов (роль Аммалат-бека), второй справа, Владимир Ильин-Королев (роль Золотарева, жандармского ротмистра).
На фото гости спектакля. М. Тулпаров, ген.директор театра (второй справа), в центре — Махач Казиев (брат Ш. Казиева).