Стратегия развития РКНК

Стратегия развития РКНК

IV-й съезд

(2019 г., гор.Москва)
СТРАТЕГИЯ И ПРОГРАММА ДЕЙСТВИЙ НА 2020–2021 гг.
Общероссийское общественное движение «Российский конгресс народов Кавказа» (ООД «РКНК»)
Содержание
1.Постановка проблем
2.Концепция развития и Принципы
3.Организационные принципы
4.Стратегические цели и задачи
5.Программа действий на период до 2021 г.
6.Образ будущего РКНК
7.Наши союзники
8.Вместо заключения
Москва – 2019 г.
1.Предисловие: постановка проблем
1.1.Концептуальный уровень. Кавказская тема, в сценарии гибридной войны против Российской Федерации (РФ), используется исключительно как деструктивный для страны фактор, посредством противопоставление РФ и Кавказа, русских и кавказцев. В этот сценарий, в той или иной мере, включена и «агентура влияния» глобалистов внутри страны. С другой стороны, развал бывшего Союза ССР и сдача в исторический «архив» идеи общего (консолидирующего) дела, культурная и экономическая дезинтеграция страны, и массовая внутренняя миграция из Северного Кавказа и иммиграция из стран СНГ объективно способствовали росту националистических и ксенофобских настроений в российском обществе, появлению проблем в сфере межэтнических отношений в целом ряде «русских» субъектов РФ.
1.2.Региональный уровень. В некоторых федеральных СМИ и в части экспертного сообщества неолиберального направления, а также на уровне отдельных госструктур в федеральном Центре (ФЦ), Северный Кавказа до сих пор воспринимается как внутреннее зарубежье. В данном контексте можно выделить два аспекта. Первый, проблема усугубляется, в научно-концептуальном плане, слабо проработанной национальной политикой, которая актуализирует лишь этнокультурный момент с элементами шоу. У ФЦ нет серьезно проработанной региональной политики, которая бы учитывала богатую историю и цивилизационную специфику российского Кавказа. Политика игнорирования этнополитического и культурно-цивилизационного факторов не имеет перспективы. Идея построения «гражданской нации» в стране в научном отношении несостоятельна и даже уступает по своей концептуальной проработанности советской (КПСС) идее союза народов. Концепция «плавильного котла» везде, где она берется на вооружение в качестве основания национальной политики, дает сбои: в США и в Великобритании, в Европе и Китае. У России свой бесценный опыт совместного общежития разных народов и вероисповеданий. И пора вернуться к этому опыту, с учетом новых вызовов и на новой основе. Во вторых, в макрорегионе СКФО в непропорционально большой степени (избыточно) представлен силовой фактор с многочисленными нарушениями прав человека и без учета местной специфики, несмотря на то, что в существенной мере нейтрализован фактор терроризма. В этом плане пора ФЦ кардинально пересмотреть свою региональную политику.
1.3.Гражданские права. Хотя мы не проводили строго научных исследований проблемы, но по целому ряду признаков и «сигналов» с регионов РФ и ряда ведомств (ФСИН, МВД и др.) проблема, так называемых, «лиц кавказской национальности» (далее, ЛКН) все еще актуальна. Она актуальна в разных сферах: при трудоустройстве и съеме жилья, при реализации призывного набора в силовые структуры и поступлении в ряд вузов, в структурах ФСИН и МВД. Нарушения гражданских прав и административный произвол, по одним только фактам регионального или национального происхождения, достаточно часты. Это направление в деятельности РКНК должно получить соответствующую оценку и должны быть разработаны меры по их устранению, совместно с региональными и федеральными органами власти.
1.4.Местное самоуправление, общественные советы и общественные палаты в регионах РФ: проблема включения потенциала российских кавказцев. Многочисленные национальные организации российских кавказцев (культурные автономии и центры), за редким исключением, решают узко – локальные задачи: сохранения родных языков и национальной идентичности, взаимопомощь и совместные культурные мероприятия. Это важное направление, но такая узкая специализация исключает российских кавказцев из активного участия в общественной жизни страны и местного самоуправления. Уже достаточно много хороших примеров интеграции российских кавказцев в общественную жизнь через выборы в органы местного самоуправление, в различные общественные советы и палаты в регионах РФ. Этот опыт надо распространят и в других регионах страны.
1.5.Молодежь и проблема раскола. Старшие поколения еще несут в себе сознание единства и патриотизма на основе, в основном, «старых» символов и ценностей, доставшихся в наследство от бывшего Союза ССР. С молодежью серьезные проблемы. Как свидетельствуют социсследования, этнонациональный маркер для них является ключевым, при самоидентификации. Нет объединяющих символов и глубоких смыслов. Неолиберальные идеи не могут стать, по определению, таковыми. «Левый» (социально-ответственный) патриотизм и евразийское единство еще не стали теми объединяющими ценностями, которые вдохновляли бы российскую молодежь, включая и, собственно, кавказских россиян. В этом направлении, в плане консолидации и достижения взаимопонимания между разными национальными группами молодежи, нам предстоит еще серьезно поработать. У РКНК есть опыт такой работы, в рамках I-III форумов российской молодежи (Домбай, 2010-2012 гг.). Стоит его возродить и параллельно разработать и внедрить другие проекты.
II. Концепция развития и принципы
2.1. Идентичность и патриотизм, взаимопомощь и согласие – наши принципы. Новые идолы и новые ценности (скорее антиценности) заменяют привычные понятия и традиционные нормы. Народы РФ такой же объект манипуляции и мощнейшего воздействия псевдокультуры, как и другие народы в разных странах мира. В этих условиях – наша задача, не отказываясь от лояльности и принципов российского патриотизма, сохранять идентичность, жизнеспособность своих общин и диаспор во всех уголках РФ, раскрывать подлинную сущность адептов агрессивного глобализма, продвигающих идеи трансгуманизма и разрушительной псевдокультуры.
2.2. Большой Кавказ – особый макрорегион мира, с уникальной историей и культурой. При всем разнообразии этнокультур и языков – мы выделяем на Кавказе то общее, интуитивно угадываемое другими, начало, которое и составляет суть кавказскости; то, что позволило выжить и развиваться на протяжении многих веков, а то и тысячелетий, нашим народам. Это единство корнями уходит вглубь тысячелетий, что подтверждается и исторической наукой. В этом видится нам божий промысел, ибо то лучшее и общезначимое, что сохранено в культуре и традициях, нормах и ценностях наших народах, корнями уходить в древний монотеизм. Это ключевой посыл, вполне согласующийся и с подлинной наукой. Важно только разбудить стремление к познанию этого начала, быть выше различий, правильно поставить задачи. Ничего случайного в этом бренном мире нет. Важно только «нащупать», угадать свою миссию; не размениваться, набраться терпения и мудрости, быть настойчивыми в достижении целей – правильно сформулированных и на долгую перспективу. Хочется верить, что эта миссия сыграет свою особую роль в судьбе великой России, государства–цивилизации, которую ну никак нельзя и невозможно превращать в государство–нацию (отживающий продукт эпохи индустриализации).
2.3. Кавказ вновь и вновь воспроизводит, несмотря на трагедии и испытания, культуру и человеческий «материал» вполне сносного качества, о чем свидетельствуют и строго научные исследования ЦЭМИ Российской академии наук (РАН). Потенциал роста и развития огромный, но нет адекватных условий. Важно правильно его (этот человеческий «материал») «социализировать», дать правильные ориентиры и социальные установки по жизни. С этим как раз серьезные проблемы. Более того, трагедии связанные с последними двумя чеченскими компаниями на Северном Кавказе, явление сепаратизма и экстремизма дали основания для определенных структур к применению не избирательного насилия. Многие тысячи уничтоженных (без суда и следствия) или пропавших без вести молодых людей на Северном Кавказе, довольно часто, по одному только подозрению или вовсе без вины, есть следствие абсолютного пренебрежения законом в процессе антитеррористической практики. Проблема не решена по существу, её носители (определенная часть молодежи Северного Кавказа) ушли в социальное «подполье». Мы должны остановить это беззаконие, вернуть заблудших и запуганных к нормальной жизни. Мы должны наладить плодотворное сотрудничество с Национальной антитеррористической комиссией (НАК) и их региональными структурами, в целях оптимизации и исключения из практики НАК норм, не соответствующих Конституциям РФ и республик СКФО. Без этого Северный Кавказ еще долго будет оставаться территорией беззаконных практик и частых нарушений прав человека; территорией «Тerra Inkognita» для потенциальных инвесторов и туристов, хотя в последние 5 лет заметны серьезные позитивные подвижки в этом плане.
2.4. Принцип ненасилия и народной дипломатии. Кавказ мы рассматриваем как исторически сложившийся единый «организм», разделенный госграницами и этнополитическими конфликтами. В этих условиях, народная дипломатия и функции посредника – это то направление деятельности, которое более всего подходит для РКНК.
III. Организационные принципы
Чтобы не закостенеть и не обюрократиться, чтобы стать эффективным «инструментом» для решения поставленных задач, в РКНК закладываются следующие основные организационные принципы:
•Сетевой принцип и коллективное руководство. Движение строится как саморазвивающийся (по всей стране) сложный «организм» построенный по сетевому принципу и с минимумом иерархии. Коллективное руководство и коллективный «мозг», есть способ исключения или минимизации возможности манипуляции и использования Движения в корыстных целях, а также, построения эффективной сети. Наша Сеть – эта «паутина» из самых разных групп и структур, личностей и организаций, объединенных в рамках Движения РКНК едиными задачами и ценностями.
•Принципы открытости и неформальный характер отношений внутри РКНК. Движение в перспективе – это неформальная общественная «корпорация» со своей культурой, целями и задачами, а также, со встроенными механизмами исключения (или нейтрализации) тех, кто разрушает Движение изнутри или мешает её развитию.
•Принцип многофункциональности и универсализма. Жизнеспособность организации тем выше, чем на более долгосрочную перспективу рассчитана она; чем более разнообразны функции и задачи, для реализации которых она создана. Качественная разнородность функций и задач РКНК проявляется: в направленности его деятельности на разные социальные и демографические слои; в сочетании научно – проектной и информационной работы; в реализации социально значимых проектов благотворительной направленности, в правовой помощи и просветительской деятельности, в тесной координации с госструктурами и с другими общественными организациями.
•Принцип эффективной консолидации. Каждая состоявшаяся (авторитетная и известная) личность – выходец с Кавказа, как минимум, почетный член Движения (Высшего совета). Важно максимально расширить ниши для включения, в той или иной форме, в деятельность РКНК этих людей. Они бесценный фонд своих народов, всего Кавказа и России в целом. Именно потому важно развернуть своеобразные клубы творческой и научной интеллигенции, молодежи и женщин, бизнес–клубы и клубы политпросвещения для молодежи, аффилированные с РКНК. 
IV. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
4.1. Цели:
•Восстановление принципов права и федерализма на Северном Кавказе и проведение научно обоснованной и отвечающей интересам большинства населения в регионе политики, с учетом региональной (культурно-цивилизационной, этнополитической и социально-экономической) ситуации.
•Более активное участие в общественной жизни и в местном самоуправлении регионов РФ представителей кавказских «общин» и диаспор, включая и участие в выборных компаниях на муниципальном уровне.
•Защита гражданских прав и свобод, вне зависимости от национальности и конфессиональной принадлежности (преимущественно, уроженцев с Кавказа – тех, кто попал в трудную ситуацию).
•Утверждения идей безусловного выполнения конституционных норм, федеральных законов и принципов равноправия граждан вне зависимости от национального или религиозного происхождения, идей межэтнического согласия, взаимоуважения народов РФ и патриотизма.
4.2. Задачи:
•Сохранение и развитие этнокультурной идентичности кавказских «общин» и диаспор в РФ.
•Содействие интеграции кавказской молодежи в российское общественное и культурное «пространство», укреплению общегражданской идентичности и отношений сотрудничества с другими молодежными организациями страны.
•Содействие в нейтрализации экстремизма в молодежной среде, в том числе – и на Северном Кавказе, по согласованию с республиканскими властями и Полпредством СКФО.
•Содействие внедрению инновационных «технологий», связанных с новыми инвестиционными механизмами и практиками на Северном Кавказе.
•Правовое просвещение представителей кавказских «общин» и диаспор.
•Создание кадрового «банка данных» для молодежи, содействие их профессиональному и социальному росту.
•Содействие пропаганде и ознакомлению российского общества с достижениями культуры и искусства народов Кавказа, активное продвижение на информационном «фронте» положительного образа народов Кавказа и региона в целом.
•Борьба с ультранационализмом и ксенофобией, активное содействие нейтрализации шовинизма и фашизма в общественно – политической сфере.
•Борьба с информационным «террором» ксенофобского и исламофобского характера, активное лоббирование позитивных изменений в информационной и культурной политике в стране и в отдельных регионах в частности.
•Создание, в перспективе, Всемирного кавказского форума и налаживание сотрудничества с зарубежными кавказскими диаспорами.
•Содействие, по линии народной дипломатии, нейтрализации межнациональных конфликтов на Кавказе и в регионах РФ.
V. Программа на период до 2021 г.
5.1. Правовая помощь и просвещение, восстановление деятельности штаба оперативного реагирования. Решаемы задачи: оперативное вмешательство в ситуациях административного произвола и правовая помощь нуждающимся; профилактика конфликтов среди молодежи, в том числе, и с ультранационалистами; формирование базы данных из потенциальных и актуальных участников Движения. Косвенный эффект – расширение социальной базы РКНК
5.2. Научно – проектная работа и программы по грантам. Главная задача: творческая и социальная самореализация, а также создание финансовой «подпорки» Движения. Примечание: проекты разрабатываются для представления на грантовские конкурсы по линии общественных организаций при АП РФ, Общественной палаты, Министерства культуры и Федерального агентства по делам национальностей РФ.
5.3. Научное обоснование предложений и проектов в госорганы. Проведение круглых столов (в Москве и в республиках СКФО), межрегиональной и всероссийской конференций по актуальным проблемам и задачам Движения (не менее 5 мероприятий до конца 2020 г.). Особое внимание обратить на проект Межрегионального (или Международного) форума «Кавказ и Россия. К вопросу: какая политика отвечает интересам народов Кавказа и России в целом?», который целесообразно провести до конца 2020 г.
5.4. Сотрудничество с федеральными и региональными органами власти и с государственными правозащитными структурами. Подписание меморандумов о сотрудничестве с республиканскими и региональными властями в ЮФО, СКФО и, по возможности, в других федеральных округах. Решение вопросов о включения представителей Движения:
а) в Совет по правам человека и развития гражданского общества при Президенте РФ (до апреля 2020 г.);
б) в Общественный совет при Федеральном агентстве по делам национальностей (до конца 2019 г.);
в) в различные федеральные министерств и ведомства, перечень которых приводится ниже
Примечание: примерный алгоритм решения задач следующий: а) составление писем с предложениями о сотрудничестве и переговоры; б) подписание соглашения о сотрудничестве с государственными структурами на федеральном и региональном уровнях в форме меморандумов или др. ; в) принятие решения Президиумом РКНК о делегировании представителя Движения в Общественный совет; г) продвижение тех или иных предложений и проектов по линии федеральных структур.
Перечень государственных ведомств и структур федерального и регионального уровня с кем Движению необходимо вступить в переписку, наладить сотрудничество в течении первой половины 2020 г. и делегировать в общественные советы при них представителей Движения:
•Общественная палата РФ;
•Совет по правам человека и гражданскому обществу при Президенте РФ;
•Генпрокуратура РФ (Отдел по надзору за соблюдением законодательства в сфере межнациональных отношений при Генпрокуратуре РФ);
•ФСБ;
•Министерство внутренних дел РФ и ГУВД городов Москва, С-Петербург, Ростов-на-Дону, Краснодар;
•Министерство обороны РФ;
•Министерство культуры РФ;
•Министерство печати и средств массовой коммуникации РФ;
•Министерство образования РФ;
•Правительство гор. Москвы.
5.5. Активное продвижение идеи стабилизации ситуации в СКФО, посредством приостановки действия (или отмены) поручения Росреестра с примерным содержанием «О необходимости межевания админграниц между субъектами РФ в СКФО и постановки на государственный кадастровый учет всех «приграничных» земель», до полного выяснения всех обстоятельств и в целях не допущения эскалации межэтнических конфликтов (весь 2020 г.)
5.6. Пропаганда идей интернационализма и просвещенного патриотизма: а) организация митинга – концерта совместно с дружественными организациями к Дню Единения 4 ноября 2020 г.; в) организация Форума в Москве (октябрь 2020 г.).
5.7. Активное участие в программе «Содействие сохранению нематериального культурного наследия народов России» по линии Министерства культуры РФ (период 2020–2021 г.г.). Способы: а) переговоры с руководством Минкультуры, на уровне зам.министра – куратора Программы; б) реализация малых проектов, типа фестиваля культур народов Северного Кавказа, интернационального концерта – митинга или др. публичной (культурной) акции; в) составить список музыкально–танцевальных групп и ансамблей с этнографическим уклоном и подготовить предложения для их включения в Программу Минкультуры РФ.
5.8. Продвижение идеи научно обоснованных изменений в учебники и пособия по истории РФ. Решаемая задача: объективная подача информации о российско – кавказских отношениях и народах Кавказа в школах и вузах РФ; закладывание основ толерантности и интернационализма у учащейся молодежи страны. Способы: а) научно обоснованные предложения от Движения в Министерство образования и науки РФ и Министерство просвещения РФ, налаживание диалога; б) организация «круглого стола» и уточнение рекомендаций; в) проведение пресс- конференции (до 2021 г.).
VI. Образ будущего Движения (к 2025 –2030 гг.)
6.1. Авторитет и легитимность. РКНК должен приобрести такой авторитет и уважение среди своих народов, общин и диаспор в регионах РФ, что окажется способен решать многие актуальные задачи. Авторитет этот может быть завоеван благодаря активному региональному строительству, через конструктивную работу с властями. Надо добиться того, чтобы в рядах Движения состояли (по всей стране) около 25-35 тыс.чел. и сотни тыс. сторонников. Ни один человек, обратившийся за помощью и советом в РКНК, не должен оставаться без внимания. Работой с людьми, активным их привлечением к общему делу должны умножаться ряды РКНК. Так формируется кадровый состав Движения: активистов, рядовых и почетных членов, сторонников – активных и пассивных. Все формы возможного сотрудничества должны быть задействованы.
6.2. РКНК и кавказские wip- персоны. Надо так поставить работу, чтобы к Движению потянулись многие известные отставные политики и состоявшиеся личности – wip- персоны. У Движения должен быть такой уровень поддержки в массах и авторитет, чтобы многие из них пожелали с ней сотрудничать в любом качестве. Поддержки Движения должны искать ведущие партии, в особенности, перед выборными компаниями. Для Движения не должна составлять проблему контакты и диалог с губернаторами в субъектах РФ, где проживают многочисленные «общины» и диаспоры кавказцев. Должно стать правилом следующее: там, где российские кавказцы составляют значительный сегмент в региональном сообществе, там РКНК должен иметь своего (или своих) представителей в коридорах власти. Движение должно стать эффективным «инструментом» продвижения своих кадров, отвечающих профессиональным и моральным критериям, в коридоры власти в субъектах РФ и в местные органы власти.
6.3. Конфликты в регионе (на Юге России и на Кавказе в целом) и роль РКНК. Движение должно стать эффективным «инструментом» народной дипломатии и миротворчества в этнических и др. конфликтах в регионе, зачастую, старательно провоцируемых чуждыми, для Кавказа и России в целом, силами. Мы должны так построить свою работу, чтобы к Движению и к известным персонам, сотрудничающим с Движением, обращались за помощью и региональные власти. Движение должно наладить сотрудничество с властями и местными традиционными гражданскими институтами, включая и религиозные организации. В перспективе вполне реально добиться такого статуса, когда Движение будет способно играть эффективную роль в качестве института народной дипломатии в конфликтах в Закавказье. Движение будет делать все, чтоб не допустить кровопролития на Кавказе.
6.4. Роль Движения в нейтрализации экстремизма и сепаратизма в СКФО. Движение, действуя вместе с властями и местными гражданскими структурами, должно внести свой весомый вклад в нейтрализацию сепаратизма и религиозно окрашенного экстремизма. Движение должно суметь убедить федеральные власти в неэффективности и, даже, пагубности, для безопасности страны, принятых на вооружение некоторых методов антитеррористической практики в макрорегионе СКФО, ибо они умножают отчуждение, не решают проблему стабильности в долгосрочной перспективе. Движение, также, должно серьезно повлиять на умонастроения и отношение к исламу и к мусульманам в правоохранительных и силовых структурах в СКФО в и целом по стране.
6.5. Административный произвол, права человека и Движение. Времена, когда уроженцы Кавказа – граждане страны или получившие вид на жительство молча переносили тяготы административно–полицейского произвола, должны отойти в прошлое. Такого рода факты должны стать редкостью, и Движение должно стать эффективным «инструментом» защиты конституционных прав и свобод граждан и законных права иммигрантов и внутренних мигрантов с СКФО. Ни один факт ультранационалистических нападок не должен остаться без внимания Движения и властей. Динамика такого рода преступлений должна стать отрицательной и каждый такой факт, в стране и в Москве, должен получать большой информационно – политический резонанс. Движение должно добиться отмены всякого рода подведомственных актов (Генпрокуратуры, МВД и МО РФ), которые в скрытой форме нарушают права граждан РФ, по признакам этнической и религиозной принадлежности; таких изменений в кадровой политике, которые сняли бы барьеры для профессиональной карьеры в этих ведомствах.
6.6. Смена вех на информационном «фронте» и принципы просвещенного национализма в сочетании с подлинным интернационализмом. Движение, вместе с другими авторитетными организациями, должно добиться серьезных изменений в информационной политике в центральных масс-медиа. Времена, когда журналисты и эксперты, политики и чиновники безнаказанно могли навешивать оскорбительные ярлыки расистского и ксенофобского характера в СМИ должны отойти в далекое прошлое. Движение должно добиться строгого соблюдения закона «О СМИ» и правил журналистской этики. Движение должно добиться таких изменений правил художественного творчества и производства художественных и документальных фильмов, когда политкорректность и уважение к другим народам и религиям стали бы нормой. В любой нормальной многонациональной стране это является нормой, но только не в РФ, хотя позитивная тенденция налицо. Просвещенный национализм в сочетании с подлинным интернационализмом – такие принципы должно культивировать Движение.
6.7. Смена вех на культурно – просветительском «фронте». Движение должно добиться заметных изменений в самой информационно – культурной политике в центральных СМИ. Должно быть все больше репортажей и фильмов («старых» и новых художественных фильмов кавказских киностудий) на кавказскую или русско – кавказскую тематику в центральных ТВ-каналах, выдержанных в доброжелательном тоне и объективно освещающих проблемы. На регулярной основе должны выходить культурно – просветительская передача про народы страны, и в частности – с Северного Кавказа, а также, про жизнь и проблемы этнических меньшинств («общин» и диаспор в РФ). Движение должно добиться серьезных изменений в учебники и пособия по истории России, в которых со строго научных и, вместе с тем, с корректных позиций освещалась бы вся проблематика русско–кавказских отношений. В учебниках и пособиях по гуманитарным дисциплинам не должно быть шовинистических и ксенофобских мотивов.
6.8. РКНК и собственное производство информационной и культурной продукции. Интернет – портал РКНК должен стать одним из самих популярных в своей категории. Движение должно обзавестись центром по записи и тиражированию дисков и своим звукозаписывающим центром. Пропаганда культурных достижений народов Кавказа должна быть поставлена на поток. Движение должно остановить откат (и отказ от родных языков) в образовательной политике в республиках Северного Кавказа, где императив знания русской культуры и языка реализуется с опорой на принцип «или- или»: или русский язык, или родной в начальных классах. Хотя в Федеральном законе №289 от 29 декабря 2018 г. «Об образовании в РФ» (ст. 14. Язык образования) вопрос так не ставится. Проблема в последнее время весьма актуальна в национальных республиках РФ, поскольку заметна «чисто» бюрократическая тенденция к вытеснению родных языков с публичной и образовательной сфер жизни.
6.9. Роль РКНК в нейтрализации огромной безработицы в республиках СКФО. Движение должно стать эффективным оператором развития малого и среднего предпринимательства в макрорегионе, совместно с Полпредством СКФО, Министерством по делам Северного Кавказа, Корпорацией развития туризма на Северном Кавказе, а также с Агентством стратегических инициатив. Помимо этого РКНК может убедить федеральные и региональные власти в пользе нового освоения, так называемых, «антропустын» (десятков млн. гектаров запущенных с/хозяйственных угодий) в центральных областях РФ за счет переселенцев из Северного Кавказа – будущих фермеров и с/хозяйственных рабочих. Несколько тысяч (а то, и более десятка тыс.) семей могут на добровольной основе переселиться и добиться получения льготных (фермерских) кредитов и земель (пашен и пастбищ) для нового освоения. Движение должно «мониторить» ситуацию с адаптацией переселенцев и выполнением программы, работать в тесном контакте с региональными и местными властями. Таким образом, Движение должно добиваться, в кооперации с государственными и другими общественными организациями, нейтрализации, в существенной мере, социального напряжения, связанного с безработицей в макрорегионе. Несколько десятков тыс. переселенцев с российского Кавказа – таким должен быть итог деятельности Движения в этой сфере к 2025 г.
6.10. Движение и зарубежная кавказская диаспора. РКНК должен стремиться наладить тесное сотрудничество с зарубежными кавказскими диаспорами в странах Ближнего Востока и в Турции, в Европе и в США..Направления сотрудничества – культурный и информационный обмен, экономические связи и репатриация в РФ для тех, кто считает своей исторической родиной Российский Кавказ. Движение должно суметь снять негативные стереотипы в среде зарубежных кавказских диаспор, связанные с РФ и судьбой народов Кавказа в составе РФ. Кавказские диаспоры за рубежом в перспективе, за счет активности Движения, могут стать проводниками российских интересов в тех или иных странах. Движение должно здесь выступать как лоббист положительного имиджа и интересов РФ. Движение должно нейтрализовать антироссийские «сигналы», исходящие от кавказских диаспор за рубежом. 
VII.Наши союзники
7.1.Общественные и национально – культурные организации народов, «общин» и диаспор Кавказа. Единство целей и принципов - основа самого тесного сотрудничества РКНК с этими организациями. РКНК сотрудничает с этими организациями по самому широкому кругу вопросов: защита прав человека, профилактика этноконфликтов в регионах РФ и борьба с ксенофобией, совместные публичные акции и инициативы в федеральные и в региональные органы власти и др.
7.2.Казачьи организации Юга России. РКНК должно активизировать сотрудничество с этими организациями по самому широкому кругу вопросов: совместные культурные проекты, профилактика этноконфликтов на Юге РФ и борьба с ксенофобией, совместные публичные акции, инициативы в федеральные и в региональные органы власти и др.
7.3.Международные и общероссийские общественные организации типа Всемирного русского собора, Ассамблеи народов России (АНР) и др. В целях более эффективного решения поставленных задач РКНК может и должно наладить сотрудничество с такого рода организациями и движениями. «Поле» сотрудничества – совместные инициативы в федеральные и региональные органы власти, направленные на решение стратегических и тактических задач Движения.
7.4. Молодежные патриотические движения. «Поле» сотрудничества: совместные инициативы и публичные акции, круглые столы и конференции и др. Решаемые задачи: формирование интернациональных установок и атмосферы сотрудничества, профилактика этноконфликтов и ксенофобии, инициативы по изменению в деятельности центральных ТВ-каналов и нейтрализации (скрытой) пропаганды наркотиков, насилия и разврата в молодежной среде.
7.5. Патриотические организации. Сотрудничество РКНК с этими организациями должно быть направлено на профилактику этноконфликтов и нейтрализацию экстремизма в молодежной среде, а также, на нейтрализацию ксенофобской пропаганды в СМИ. Форма сотрудничества: диалог и круглые столы, совместные обращения в органы власти, в СМИ и к молодежи.
7.6. Правозащитные организации. «Поле» сотрудничества: вопросы защиты прав человека, профилактика языка ненависти (ксенофобии) в СМИ и др.
7.7. Научно–общественные и просветительские организации (типа Школы Здравого смысла, Академии небополитики, Академии геополитических проблем и др.). «Поле» сотрудничества: совместные проекты по внутренней (региональной) политике в РФ, национальная безопасность РФ, участие в просветительских мероприятиях, выдвижение совместных инициатив на федеральном и региональном уровнях.
7.8. Политические партии. РКНК сотрудничает со всеми политическими партиями, кроме тех, в которых заметны мотивы национал–шовинизма и/или неолиберализма.
VIII.Вместо заключения
В образе будущего Движения мы нарисовали впечатляющую картину наших прогнозируемых (предполагаемых) достижений. Но тернист путь к ним. Некоторые идеи могут остаться в «зарисовках», иные – только на стадии реализации. Секрет успеха в правильной тактике, в «тонкой» настройке отношений со сторонними организациями и персонами, с государственными структурами и с потенциальной социальной базой поддержки.
Для успешного решения поставленных задач, кооперация с другими общественными организациями должна строиться на многовариантной основе. Одни задачи решаются совместно с одними организациями, другие – с другими.
Обозначив проблемы волнующие РКНК, мы готовы предлагать свои подходы к их решению. Наш метод – диалог с властью; наши средства – вполне в рамках закона. Наш способ – конструктивные предложения и проекты, а не «голая» критика; соучастие в реализации проектов, а не наблюдение со стороны. Только так мы будем услышаны и способны решить поставленные задачи. Только так мы окажемся способны расти «вширь» и вглубь», расширяя сферу своего влияния и легитимности.
Научно–проектное направление (Президиум РКНК)
Контакты: 8(963)408-70-79, dhalid@mail.ru 
23:18